В английской среде, как рыба в воде: цель и средство.

 

Сегодня необходимость изучения английского языка в дошкольном или младшем школьном возрасте не вызывает сомнений. В Москве и глубинке дети изучают английский в детских садах и в центрах развития. Английский является обязательным предметом со второго класса в общеобразовательных школах. Насколько такое обучение полезно и может серьезно повысить шансы ребенка овладеть иностранным языком? В большинстве случаях ответ: минимально.

Плюсом такого обучения является только то, что оно начинается в благоприятный для овладения иностранным языком период: у детей в этом возрасте гибкое мышление и хорошая память. Иностранные слова и несколько фраз, которые ребенок запомнит в это время, скорее всего, он будет помнить всю жизнь.  Это, пожалуй, единственный результат, на который можно рассчитывать от раннего обучения иностранному языку в российской системе образования. Ведь именно на изучение отдельных слов в отрыве от их реального использования нацелено обучение в этой системе.
В то время как возможности ребенка в дошкольном возрасте гораздо выше, и начав обучение в этом возрасте, у ребенка есть максимальные шансы овладеть английским языком на уровне носителя. Как это возможно?

Всем известно, что самым эффективным способом овладения иностранным языком  является погружение в языковую среду. Однако многие российские эмигранты, уехав из России в зрелом возрасте,  с трудом овладевают иностранным языком, даже постоянно находясь в среде, и из-за этого часто не могут получить престижную и высокооплачиваемую работу. Что нельзя сказать об их детях. Дети с легкостью вливаются в новую языковую среду, и через год их, как правило, нельзя отличить от носителей языка. Все дело в том, что ребенок осваивает иностранный язык интуитивно, не требуя объяснения правил, также как он осваивает и родной.

Жизнь и обучение за рубежом вне конкуренции по эффективности освоения иностранного языка. Те, кому позволяют финансы, могут отправить шести-восьмилетнего ребенка в частную школу в Англию. Однако далеко не каждый, даже обеспеченный, родитель решится на такой шаг. Можно ли создать англоязычную среду, живя большую часть времени в России? Благодаря современным возможностям ответ на этот вопрос утвердительный.
Во-первых, в некоторых языковых школах Москвы и других городов России работают  преподаватели-носители языка, которые проводят занятия только на английском языке. Например, в школе Windsor это профессиональные преподаватели из Англии, США и Канады. Для ребенка дошкольника, впитывающего в себя все как губка, даже пара занятий в неделю продолжительное время с таким преподавателем, может дать поразительный результат.

Моя дочка, в виду переезда в далекий сибирский город, систематически занималась с носителем языка в общей сложности восемь месяцев, и результаты превзошли наши ожидания. В первую очередь, это касалось произношения. В сензитивный период дети легко имитируют иностранное произношение, поэтому очень важно слышать именно аутентичную речь носителей в живую и\или в записи (оригинальные мультфильмы, песенки).  Во-вторых, я поражалась, как правильно она употребляет фразы и выражения (в правильном контексте), и даже грамматические конструкции, а ведь грамматику ей никто не объяснял. Все дело в том, что, находясь в среде, дети начинают думать на этом языке (а не переводить) и интуитивно овладевают лексикой и грамматикой. В третьих, конечно, радовало, как легко и просто она вступает в общение на английском: никакого коммуникативного барьера!

В перерывах между занятиями я всеми силами старалась поддерживать интерес к английскому языку и организовывать языковую среду: находила мультфильмы, книжки, песенки на английском языке, что-то удавалось купить  в Москве в специальных книжных магазинах. Основная языковая среда у нас была организована в машине: постоянно слушали английские песенки, стишки, скороговорки. По вечерам читали хотя бы одну английскую книжку. Когда занятия с преподавателями прекращались, мотивация у ребенка, конечно, снижалась, так как ей отпадала надобность общаться с ее любимыми преподавателями.

Вообще для ребенка, как и для взрослого, важно понимать, зачем изучать иностранный язык. «Если ты говоришь на русском – зачем я буду с тобой говорить на английском», порой говорила мне дочка, когда я пыталась разговаривать с ней на английском. Но ситуация менялась после просмотра интересного мультика или фильма на английском, дочка как бы находилась под влиянием языковой среды: сама требовала, чтобы с ней общались на английском, и сочиняла истории.

Работа родителей над созданием языковой среды -  это вторая составляющая того, чтобы ваш ребенок успешного овладел иностранным языком. Мультфильмы на английском сейчас доступны везде, просто нужно приучить детей смотреть их. Если ваш ребенок уже пользуется планшетом или компьютером, пусть играет на английском! Интерактивные аудиокниги сами расскажут вашему ребенку историю на английском с великолепным произношением, а красочные картинки увлекут вашего ребенка и дадут необходимый контекст для понимания содержания. Если есть возможность отдыхать за рубежом, выбирайте поездки для отдыха, где у ребенка будет возможность использовать английский язык. Дети легко вступают в контакт с зарубежными сверстниками, и ребенок понимает, чтобы играть с Джоном или Руби надо говорить на английском, что  существенно способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка.  Кроме того, на многих курортах работают детские клубы с педагогами-носителями английского языка.

Именно создание среды профессиональными преподавателями, носителями языка в языковой школе и родителями вне классных стен является основным залогом для успешного освоения иностранного языка вашим ребенком. Благодаря этим усилиям, моя дочь в 6 лет свободно общается с британскими сверстниками и взрослыми, имеет великолепное произношение и уже пытается читать и писать на английском.  Носители языка не могут поверить, что девочка так освоила английский, живя в Сибири.

Подводя итог, перечислю шаги, которые нужно сделать, чтобы увеличить шансы вашего ребенка в успешном освоении английского языка.

Во-первых, выбрать языковую школу с профессиональными преподавателями, носителями языка. Например, в школе Windsor регулярно проходят демоуроки, на которых вы и ребенок можете познакомиться с преподавателем. Во-вторых, выбрать ресурсы для создания иностранной языковой среды дома. Для упрощения этой задачи в школе Windsor специально подобрали пакет ресурсов для родителей, которые можно легко использовать вне классных занятий. В третьих, и это очень важно, нужно набраться терпения! Часто родители думают, что ребенок заговорит на английском через месяц занятий. Вспомните, как ребенок овладевал родным языком: полтора-два года он просто слушал прежде, чем заговорить. Также будет и с освоением иностранного языка: находясь в среде, ребенок будет больше слушать и впитывать. Результат будет накапливаться как снежный ком, и в один день вы вдруг поймете, что ваш сын или дочка без труда общаются на иностранном языке. И это будет почти чудо.

Удачи!
Юлия Никонова